Лига Профессиональных              имиджмейкеров                                           г.  Москва, Россия         

 

Сайт Лиги профессиональных имиджмейкеров
 

Главная страница

 

Деловая информация

 

Переписка с   

читателями

 

Размышления  

имиджмейкера

 

 

Подписка на журнал

"Репутациология"

 

 

Номинация "За вклад в

семейное благополучие

России"

 

 

Вести из регионов

 

Региональные представительства ЛПИ

 

 

Информационный кейс имиджмейкера

Дистант-обучение "Профессиональное мышление имиджмейкера"

 

 

 

 

 

 

Журнал

"Международные научные исследования"

 

 

Журнал

"Репутациология"

 

 

Журнал

"Экономика и предпринимательство"

 

 

 

 

Переписка с читателями

 

 

Книга, которую ждали

и педагоги-исследователи

и учителя-практики

 

Шепель В.М. Философская культура исследователя. Креативное пособие для педагогов.

М.: Народное  образование, 2013 – 368 с.

                                    

 

************

 

Основная  проблема современного образования и воспитания – это необходимость формирования гуманистического мировоззрения как «обобщённой системы взглядов, убеждений и идеалов», в которых человек определяет и выражает своё отношение к окружающей его природной и социальной среде, «строящейся вокруг одного центра – человека», становится центральной задачей воспитания и образования (Ш. Амонашвили).

В этой связи развитие творческого потенциала педагогов становится решающим фактором в достижении ими  личностных и профессиональных успехов, внесения своего гражданского вклада в утверждение цивилизованного образа жизни в российском обществе.

 

*************

В педагогике эта проблема становится всё более актуальной и востребованной, но, к сожалению,  на сегодня является  недостаточно разработанной. Творческому  поиску гносеологических подходов к решению данной проблемы посвящена  книга В.М. Шепеля  «Философская культура исследователя. Креативное пособие для педагогов».

В чем состоит  научно-исследовательская актуальность и  практическая полезность рецензируемой книги.

Синтез философского и педагогического знания «генетически» заложен в образовании и воспитании: педагогическое научное знание возникло и развивалось в русле философских учений. Педагогика, исторически отпочковавшись от философии, ослабила устойчивую  с ней связь, поэтому во многом лишилась ее созидательного креативного ресурса. В конечном итоге, это отрицательно сказалось на  дальнейшем развитии педагогики. Рецензируемое пособие является фундаментальным научно-прикладным исследованием, убедительно подтверждающего необходимость укрепления прочной связи педагогики с философией.

Подпись: 85

 

         Пособие построено в форме диалога автора с читателем и самим собой. Текст книги являет собой как бы пространство для размышлений автора и читателя о ключевых проблемах модернизации отечественного образования и возможности их решения через качественную подготовку учителя нового типа – педагога-исследователя.

 

Одним из генеральных теоретических положений автора пособия является обоснование  идеи, которая должна стать в определённой степени постулатом (в прогрессивном смысле) для педагогики: реформирование образования должно быть научно-обоснованным, следовательно, а  педагог должен быть исследователем, т.е. активным субъектом (разработчиком и творческим  реализатором)  этого процесса. Отсюда  убеждение автора в том, что педагог и исследователь – тождественные понятия (с.6). Логика и структура книги развёрнута автором в доказательном обосновании этого положения.

Пособие открывается разделом «Актуальные проблемы подготовки научно-педагогических кадров».

В нем рассматриваются назревшие проблемы формирования креативного мышления педагога-исследователя. Такое мышление  - «необходимая предпосылка для овладения высокими технологиями  мыслетворения (читай – «нана-технологиями»). Оно выступает «надёжным гарантом проявления личных способностей, общей культуры и профессиональной компетентости педагога» (с. 11). Разъясняется роль философской культуры в решении этих проблем. Исходным условием их решения, по мнению автора, следует признать умение педагогов в работе с детьми технологично использовать совет И. Канта: «учить не мыслям, а мыслить».

В таком подходе необыкновенно раздвигается значение представляемой книги: она предназначена не только для аспирантов и магистрантов, а  для каждого учителя и тем более для руководителей образовательных учреждений.  Возникает своеобразная «цепная реакция»: подготовка педагога-исследователя – проблемы реформы образования – развитие инновационных процессов в системе образования – модернизация (гуманизация, прежде всего) учебно-воспитательного процесса – проблемы взаимоотношений и взаимодействий его объектов и субъектов и т.д.

Уровень научно-практического значения добытого нового педагогического знания во многом определяется методологической подготовкой исследователя. Сегодня резко возрос объём научно-исследовательских работ в сфере образования. В современных условиях явственно стал проявляться дефицит методологической культуры исследователей.  По определению  ведущих специалистов, возникла реальная опасность распространения «массовой методологической безграмотности».

Вместе с тем, методологическая культура исследователя, а еще шире – философская культура -   выступает основным условием успешности его познавательной деятельности. Вот почему, как утверждают известные  педагоги-исследователи, центральной проблемой педагогической науки является грамотное применение философского знания в научно-исследовательской работе (В. Краевский, Д. Фельдштейн, А. Новиков и др.). 

Философская культура исследователя - основополагающий компонент его методологического мастерства.  В.М. Шепель  неоднократно возвращается к центральной проблеме своей работы: что такое философская культура исследователя и почему она необходима  педагогу-практику?!    Философская культура, по его определению, - это не только разносторонняя эрудиция и умение оперировать гносеологическим инструментарием. Это и неустанное познание лучших достижений  творчества в различных сферах деятельности. Педагогическая деятельность – творческая по своей природе и предназначению, т.е. она нерасторжимо связана с постоянным поиском, конструированием и применением каких либо новшеств в педагогической теории и практике. Поэтому в общеобразовательной и высшей школе  нужен педагог, обладающий «мужеством мыслить своим умом» (И. Кант).

Философская культура есть основание и продукт философского мышления, т.е. креативно-аналитического мышления. Это – дар природы и результат работы личности над собой. Ценность философского мышления состоит в том, что оно «стимулирует его обладателя доверять своим мыслям». Философское мышление «неудержимо в производстве инновационных идей». Любовь к мудрости порождает у лиц, ею обладающих, набор  мыслительных данных: оригинальность идей, логичность суждений, независимость своих взглядов от общественного мнения, ясность и благозвучность их коммуникативного изложения (с. 5-6, 19, 23 и др.).

При работе с книгой обращает внимание то, что автор не давит на читателя своей разносторонней эрудицией и мощным блоком доказательств  о важности овладения философской культурой, не и не принуждает признать в качестве априори его идеи и позиции, а постепенно, шаг за шагом раскрывает и, что особенно важно, умело иллюстрирует их необходимость, применительно не только для теории, но и для педагогической практики.

О чем убедительно свидетельствует второй раздел пособия «Содержание и предназначение философской культуры».

Подпись: 86

 

        Философы прилагали и прилагают усилия к тому, чтобы заинтересовать людей в повышении культуры и образования, осваивать эталонные нравственные ценности, совершенствовать мышление. Они всемерно стимулировали потребность и интерес к приобретению нового знания, использованию его на благо людей (с. 34). Таким образом, философская культура педагога, по мнению автора, этот тот кислород, вдыхая который он обретает возможность придать своему мышлению в целом и профессиональному мышлению – конкретно более высокий уровень личного мыслетворения, т.е. продуктивного мышления.

 

Поэтому автор весьма подробно рассматривает проблему междисциплинарного подхода при проведении педагогами научно-исследовательской работы. При этом делает это мастерски не только с точки зрения гносеологического обоснования, но и художественной выразительнос ти.  Например, приводит автор идею К.Э. Циолковского о «лучистом человечеств» и утверждение летчиков-испытателей: в экстремальных ситуациях время «растягивается». И обращается к читателю: какое отношение эти идеи имеют к педагогике?  Отвечает: напрямую – никакого. И поясняет: однако, мыслительное общение с ними, знакомство с соответствующей литературой – это полезный мыслительный тренинг, который поможет педагогу накачать «мыслительные мускулы». 

Если принять во внимание,  что  аналитика является неотъемлемой частью профессиональной работы с информацией и научного  исследования, то  глава «Аналитик – амплуа исследователя» представляет повышенную ценность. Определяя аналитику как компакт логических принципов и  методов сбора и осмысления информации, с помощью которых рассуждения приобретают доказательный характер, автор представляет набор практических рекомендаций, освоение которых способствует формированию креативно-аналитического мышления.

Особый интерес пособие представляет для аспирантов и докторантов. В нем не даются советы, как написать диссертацию, но представлен набор гносеологических рекомендаций, соблюдение которых  помогает соискателю овладеть аналитической методологией изложения своих концептуальных позиций и построения доказательной базы диссертационного исследования. Что придает диссертационному исследованию научно-логическую  весомость.

 

*************

Одна из труднейших проблем для работников образования – взаимодействие философии с педагогикой, особенно с её практикой применения, раскрывается в третьем разделе пособия – «Философская культура: опыт использования».

Весомая ценность представляемой книги обусловлена наличием в ней богатейшего опыта научно-практической  деятельности автора. Так, например, он не декларирует важность для  управленческой деятельности создание руководителем здорового морально-психологического климата в трудовом коллективе, а представляет итог своих научных и практических изысканий в этой области: определяющим фактором морально-психологического состояния в коллективе является стиль работы руководителя (с. 150). В итоге возникла проблема авторского многолетнего исследования  –  «человековедческая  компетентность руководителя».  В этой связи отметим, что именно издательство «Народное образование» выпустило в свет первую работу автору «Человековедческая компетентность менеджера», которая стала настольной книгой для многих педагогов и руководителей образовательных учреждения.

Одной из активно развивающихся сегодня научно-практических отраслей является «Имиджелогия», которая не имеет зарубежного аналога. В пособии в концентрированно  представлены основные аспекты имиджелогии в контексте педагогической деятельности. Особое значение при этом имеет «коммуникативная механика», которая призвана выстраивать «комфортное общение» руководителей с персоналом, учителей – с детьми и родителями (с. 202-217). Аккордно звучит утверждение автора, что «эффект обаяния» призван быть достоянием каждого педагога, ибо личное обаяния педагога является мощным стимулом приобщения учащихся к знаниям, их заинтересованной подверженности воспитательному воздействию.

Здоровый образ жизни и владение пакетом «технологий самосбережения», по мнению автора, выступают приоритетными условиями продуктивной работоспособности и устойчивого оптимизма людей. Для педагогов эта позиция сверх-актуальна: проблема «профессионального выгорания» физического и духовного здоровья приобретает всё большее значение в образовательной сфере. Основные принципы и предлагаемый набор технологий самосбережения, которые составляют авторскую концепцию «Ортобиотики»,  неразрывно связаны с мировоззрением человека, с его культурой отношения к жизни, к людям, к работе, к самому себе. Центральная идея Ортобиотики – не лечить, а предупреждать возникновение и развитие патологических процессов в их физическом, душевном и духовном  здоровье, а главный лекарь – сам человек (с. 174-175, )     Введенное в научно-практический оборот ортобиотическое понятие здоровье, составляющими которого являются физическое, душевное и духовное здоровье личности, получило признание у многих педагогов- ученых и педагогов-практиков.

Подпись: 87

 

     В наше время феномен  полноценной семьи имеет планетарное значение. Обусловлено это тем, в цивилизованном Западном обществе утверждаются нецивилизованные формы семьи. В этой связи в разделе «Семьелогия» актуальны теоретические посылы автора: семья, где есть мама и папа, – ничем не заменимая сфера общения,  где человек набирается здоровья, наполняется энергетикой и оптимизмом, где отдыхают «победные силы человечества» (А. Макаренко). В разделе  представлено философское, социально-экономическое и педагогическое значение семьи для развития личности, социума, человечества. Представляемые автором «слагаемые здоровья семьи», достижение в ней «единой моральной ценности» настолько многоаспектно значимы для современности и будущего человечества, что, с одной стороны, это требует от педагога нового философского осмысления роли и места, значения института семьи, а, с другой, стимулирует и развивает его философскую культуру (с. 225-255).

 

Пособие завершается главой «Менталитетология».

Менталитет, по определению автора, - это совместная деятельность интеллекта и души, уникальный механизм мыслетворения человека, общественных групп и народов. Через понимание специфики свойств «русского ума» и тех изменений, которые произошли в нём за последнее время, определяется необходимость внесения корректив в общеобразовательное и вузовское обучение молодёжи. Эти проблемы неразрывно связаны с формированием философской культуры педагога, с развитием его творческого мышления. В итоге автор констатирует  актуальность разработки  менталитетологии как инновационного  междисциплинарного научно-исследовательского направления (с. 259-274).

Глава «Менталитетология» рецензируемого пособия имеет особое значение в связи с проблемой развития национальной отечественной школы. У каждого народа в силу своего менталитет своя  национальная система воспитания.  Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех.  Однако, нельзя одному народу жить по образцу другого, как бы ни был заманчив этот образец. И импонирует акцент автора: знание и умелое введение в оборот (теоретический и практический) достоинств российского менталитета – это главный ресурс перспективного развития нашего Отечества и его прочного будущего. По мнению автор, признание роли менталитета в формировании мышления и стиля общения людей предоставляет возможность выйти на объективное познание  их самосознания и сознания, на предметное изучение  душевно-духовной составляющей их жизнедеятельности, привлечение внимание педагогов к необходимости повышению качества этического и эстетического воспитания современной молодежи (с. 294). 

 

**************

Каждый раздел пособия заканчивается приглашением читателя к размышлению и обсуждению затронутых автором проблем, что особенно активизирует мышление читателя, формирует самостоятельность его суждений, развивает его философскую культуру как педагога-исследователя и практика. Например, в пособие представлен ответ А. Эйнштейна на вопрос -  как он открыл теорию относительности?  Его ответ: – «Я смотрел на мир глазами ребенка».  Автор  обращается к читателю: какое мышление у ребёнка, когда он смотрит на мир: материалистическое или идеалистическое, диалектическое или метафизическое?  И отвечает: оно созерцательное и раскрепощённое, не связанное ни с какими философскими школами, но побуждающее детский менталитет творить собственные мысли. (с. 21).

В пособии щедро представлены разнообразные виды дидактических тренингов, различных упражнений для познавательной активности и развития вариативности сознания (с. 39, 46, 54, … 325-357). Обычно «руки не доходят» до текстов Приложений, но когда Вас приглашают к диалогу великие мыслители – от Платона и до нашей гордости – нобелевского лауреата Ж. Алфёрова - к обсуждению различных аспектов формирования и развития философской культуры педагога - трудно отказаться от такого шанса (с. 304-324). Кстати, целесообразно предложить автору приложение  «Из истории становления и развития философской культуры исследователя» подготовить как хрестоматию, что будет полезным дополнением к рецензируемому пособию.

Знакомясь с рецензируемой  работой,  создаётся устойчивое впечатление, что автор постоянно думает о читателе, заботится о том, чтобы у него не возникало отторжение от решения предлагаемой и излагаемой им сложнейшей проблемы –  формировании философской культуры, развитии у него креативного творческого мышления. Для этого автором предлагаются ступени изучения и овладения философской культурой исследователя, которые выстроены на фундаментальных дидактических принципах – последовательности, преемственности, осознанности и др. (с. 357-367).

Наконец, автор представляет в пособии своё, нетрадиционное, понимание философии, гносеологии, философской культуры и тем самым не отпускает читателя до последней страницы (с. 37 и др.).

 

**************

Подпись: 88

 

       Итак, в печати вышла книга, которую давно ждали – от педагогов-учёных, начинающих исследователей и до педагогов-практиков. Она являет собой оригинальный авторский труд – итог осмысления богатейшего теоретического и практического опыта автора. Инновационных идей в современной педагогике не так уж много. Одна из них – построение учебно-воспитательного процесса на основе диалога (Конфуций, Сократ, Платон и др.). Пособие развивает эту философско-педагогическую традицию: оно построено на проблемном диалоге по важнейшим вопросам модернизации отечественного образования и реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров.

 

Представляется, что на рынке педагогической литературы книга не останется незамеченной.  Работники  образования получили книгу, в которой не только декларируется необходимость формирования  учителя  нового типа – педагога-исследователя, с креативным творческим мышлением, а непосредственно осуществляется процесс его подготовки на основе овладения им философской культурой как системообразующего звена инновационного мышления.  Обращаясь к этой работе, читатель скажет автору добрые слова благодарности, умудрившемуся так ясно  и понятно побеседовать с ним о такой сложной проблеме как философия и педагогика,  философская культура исследователя и модернизация отечественного образования.

 

***************

Мы солидарны с мнением автора книги: философская культура должна стать обязательными учебными предметами в педагогических ВУЗах. И особенно в системе последипломного педагогического образования, в которой обучаются профессионалы, имеющие опыт практического применения знания и знающие цену умению мыслить самостоятельно. В укреплении их мужества пользоваться своим умом без серьезного изучения и овладения философской культуры не обойтись.

Креативное пособие для педагогов по формированию и развитию у них философской культуры В.М. Шепеля активно помогает решить эту задачу.

К сожалению, весьма скромный тираж данного пособия для педагогов, принимая во внимание его научно-практическую новизну и полезность.

 

 

 

Рецензенты:

 

Доктор педагогических наук, профессор Московского государственного образовательного учреждения  Беляев Владимир Иванович, г. Москва.                                                                                                                    

 

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики Северо-Восточного государственного университета Савченко Татьяна Александровна, г. Магадан

 

 

Бестселлер

В.М. Шепеля "Менталитет руководителя. Управленческое мышление"

 

 

 

 ©  2009-2011 Некоммерческое партнерство "Лига профессиональных имиджмейкеров"