Описание: http://www.intereconom.com/lpi.JPG 

 

Описание: http://www.intereconom.com/image003.gif

 

Лига Профессиональных              имиджмейкеров                                           г.  Москва, Россия         

 

 

Главная страница

 

Деловая информация

 

Переписка с   

читателями

 

Размышления  

имиджмейкера

 

 

Подписка на журнал

"Репутациология"

 

 

Номинация "За вклад в

семейное благополучие

России"

 

 

Вести из регионов

 

Региональные представительства ЛПИ

 

 

Информационный кейс имиджмейкера

Дистант-обучение "Профессиональное мышление имиджмейкера"

 

 

 

 

 

Описание: http://www.intereconom.com/baner_mn_jurnaly.gif

 

 

Журнал

"Международные научные исследования"

 

Описание: http://www.intereconom.com/isr.JPG

 

Журнал

"Репутациология"

 

Описание: http://www.intereconom.com/rep.PNG

 

Журнал

"Экономика и предпринимательство"

Описание: http://www.intereconom.com/EP.jpg

 

 

 

 

Размышления имиджмейкера

 

 

 

       В.М. ШЕПЕЛЬ,

       доктор философских наук, профессор, академик РАЕН и АИМ,

       заслуженный деятель науки РСФСР,

      президент Лиги профессиональных имиджмейкеров.

 

                               ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

                                   КАК  ОБЪЕКТ  НАУЧНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ.

 Аннотация.

     В современных условиях, когда выравнивается оснащенность США и России ядерным вооружением, будет нарастать провокационна деятель ность западных стран и США по разрушению духовной монолитности российского гражданского общества. В этой связи актуализируется научное познание духовного состояния России и разработка рекомендаций по его упрочению.

  Ключевые слова.

    Дух, духовность, истоки, идеологический климат, гражданское самочувствие.                                                                         

     В   книге «Духовные истоки величия имиджа России»  мною утвер ждается, что в современных отечественных и зарубежных гуманитарных  исследованиях и  особенно в СМИ   скромно, а нередко и не объективно  представлен  опыт СССР  по созданию  гражданской общности  -  «совет ский  народ»,  по  обеспечению  духовной  безопасности Отечества.  По этому в  названной книге представлены   аналитические    размышления  автора  о полезности рационального  использования знаковых  достиже  ний  советского социализма  по обеспечению  духовной   безопасности современной  России.     

    Однако, в ряде читательских откликов на названную книгу  имеют место утверждения, что книга  «Духовные истоки величия имиджа России»    этакая  ностальгия старшего поколения  по  советскому социализму.

    Смею заверить, как автор представленной книги, что не подвержен ностальгии.  Настоятельное обращение к советскому социализму - это

не ностальгия по советскому прошлому.  Это обращение обусловлено научным интересом автора к опыту советского государства по разум ному  использованию  духовных  феноменов  российского народа в це

лях упрочения его гражданской общности.

    Если говорить  конкретно,  то, например,  автор   озабочен отсутст  вием исследований в современной  России  такого духовного  феномена, благодаря которому наше Отечество  утвердила свое настоящее бытие  и может обеспечить свое лучшее будущее,  каким   является « дух народа».

     При всей понятийной схожести феноменов «дух» и «духовность», они не являются тождественными феноменами.  Если феномен «дух»   - это показатель биоэнергетического потенциала и морально-волевой настро енности  людей, то «духовность» - это благородство целей и способов их достижения людьми. Если феномен «дух» заложен у русских генетически и есть проявление национальной особенности их менталитета, то фено мен «духовность» - итог образованности и культуры русских, уровень их нравственной дееспособности.

      «Дух народа» - это реальный нематериальный феномен. Имея, преж

де всего, натурное и антропологическое происхождение,  скрепляющим

фактором духа народа  является  уникальное достояние русского мен

талитета – это вера в достижимость своих жизненных ожиданий.

     Дух народа – это  вера или оптимизм  русских - генетическим переда ется из поколения в поколение, им заражаются соседствующие с русски ми другие народы.  Обладая космической коммуникацией,  оптимизм  русских незримо объединяет  всех россиян, что имеет неоценимое значение при их отдаленной территориальной расположенности, привер

женности к разным религиям,  при наличии  разительно отличающихся  природно-климатических условий. 

     Русские всегда обладали силой духа. Их шествие из «варягов  в гре ки»,  пройденные исторические Рубиконы,  неоднократные провалы в «исторические ямы», жестокие природные испытания – все это послужи

ло духовному закаливанию русских. Именно духовная стойкость русских создала им общественный авторитет среди  народов, проживающих на

территории России, удивляла и удивляет народы зарубежных стран. По признанию А. Гитлера русский дух оказался  для него самым неожидан ным ресурсом русских, благодаря которому  СССР  оказался непобежден ным в Великой Отечественной войне.

     У И.П. Павлова есть высказывание: «Массовый, общежизненный  ум определяет судьбу народа». Отталкиваясь от этой мудрой мысли, можно утверждать, что дух народа, как продукт его менталитета, гарантирует существование страны. Подтверждением этому является историческая летопись  Отечества.

     Феномены «дух народа и «духовность народа» – взаимосвязанные человеческие феномены.  Дух народа, образно говоря,  подпитывается

духовностью народа, которая в свою очередь обусловлена состоянием культуры  общества.  История свидетельствует, чем выше культура народа, тем устойчивее и мощнее дух народа. В чем нетрудно убедиться,

возвращаясь во времена советского социализма.  Не случайно, в СССР не было элитный культуры, зато широкое международное признание получила народная культура советских людей.

      Автор разделяет глубокое сожаление историка, писателя и публициста А. Колпакиди: «Уничтожение  советской культуры – это трагедия наряду с гибелью людей, вытравленная из сознания, пропавшая на наших  глазах Атлантида: из библиотек выкинуты книги, они не экранизируются, не изучаются, вместо этого в школьную программу включили  коллабора циониста  Шмелева. Великая советская культура, которая была первой в мире попыткой создать не «искусство для элиты, а общенародную культу ру, оказалась погребенной под огромной грудой лжи, клеветы и всевозмож ных издевательств, Кто сейчас Лев Толстой и Достоевский?»

        К сожалению, наши исследователи – психологи, педагоги, социоло

ги, этики – не проявляют должного  научного интереса к изучению феномена «дух народа».   Государственная власть практически этой проблемой не занимается. Между тем, именно дух русского народа  является  тем незримым препятствием для зарубежных информацион ных диверсий, которые осуществляются  зарубежными политологами и пиарменами  по отношению современной России.

   Эта  природная стойкость русского духа придает колоритный  нацио нальный оттенок  Величию государственного имиджа Отечества.         

                                                ***

       Вместе с тем, следует отметить, что, прилагая огромные усилия по внешней безопасности страны,  государственная власть надлежащим образом  не занимается внутренней – духовной  безопасностью страны. Хотя сигналов, что в  отечественном доме не все «в порядке», предостаточно: растет наркомания, увеличивается количество аномальных семей,  имеется в виду рост гражданских браков,  в крупных городах

страны образуются кланы «золотой молодежи»,  распространение полу чают не санкционированные массовые шествия в столице,  органы ФСБ постоянно вскрывают подпольные ячейки радикальных исламистов.

    Все это имеет прямое и косвенное негативное  воздействие на состоя ние духа россиян.   

      Но есть более  разрушающий  дух народа  фактор. Таковым все ощу тимее для  россиян  является такой феномен,  как «культ денег»

      Деньги – это  необходимый инструмент рыночной экономики. О том,

что деньги  атрибутивный  инструмент рыночной экономики, а потому люди вынуждены ими пользоваться, что от денег зависит жизненное благополучие людей – все это бесспорные факты.  Как при товарном дефиците, так при товарном изобилии,  деньги во многом влияют на судьбу людей.

     В современное время в связи  с быстрым ростом  высококачествен  ных и разнообразных товаров,  набора различных сервисных услуг –возрастает спрос у людей  на деньги. Однако,  при признании практи ческой необходимости для людей денег,  следует иметь в виду, что деньги оказывают на людей  разное морально-психологическое воз действие.

     С одной стороны,  наличие денег в желанном количестве – это радость для людей.  С другой стороны,  деньги нередко приносят людям беды и страдания.  Завышенные потребности и интерес к деньгам нередко нравственно развращает людей и ослабляет их психологически. Можно предположить, что, если бы Ф.М. Достоевский не был увлечен играми в казино, он сотворил бы больше  литературных шедевров и меньше при

носил бы горечи  переживаний своей молодой жене, которая посвятила свою жизнь сбереженью его уникального таланта.

     В 1905 году Л.Н. Толстой был выдвинут на присуждение Нобелевской премии. Узнав об этом, писатель категорически попросил не делать этого, объяснив: «это избавит меня от большего затруднения – распоряжаться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

      В настоящее время – время стихийного утверждения «культа денег»

 - россияне  удостоверились, что «культ денег» размежевывает людей по благосостоянию,  по защищенности законом,  по возможности сбереже

ния своего здоровья.

         Денежная проблема в морально-психологическом аспекте – это проблема с двойным подтекстом. Не случайно, И. Сталин, понимал, что, не решив  проблему «общество  и  деньги», затруднительны  дальнейшие цивилизованные успехи советского социализма. Он признавал, что с этим инструментом рыночной экономики  невозможно расстаться во внешнем торговом обороте,  а потому и вывести его из  внутреннего торгового

оборота в СССР.  Даже теоретически И. Сталин не смог найти подходов к решению  этой проблемы. Его предположение о возможной замене

денежного механизма в СССР  натуральным обменом  были настолько сомнительны для него, что  к этой проблеме он более не возвращался.

    Пока деньги функционируют в обществе, их приоритет в мотивации поведения людей будет устойчив.  Потому, создавая условия для цивили

зованного образа жизни людей, упор следует делать не на  развенчание денег, так как  деньги не только «не пахнут», но сами по себе инертный материал. Все дело в том, насколько разумно ими пользуются, насколь  ко  нравственно достойно они приобретены.

    Поскольку людям продолжительное время не обойтись без денег, следует продумать, как,  занимаясь, например, воспитанием молодежи, стимулировать у нее  нравственно  разумное отношение к деньгам. При этом делать акцент на разъяснение молодым людям, в чем состоит по большему счету смысл жизненного благополучия. Что их личный успех в жизни  -  это профессиональная карьера,  семейное благо получие, обретение друзей, достойный персональный имидж.  Все это определяют не деньги,  а то, каковы у личности жизненные цели и способы их достижения, насколько  нравственно самокритична ее самооценка своего общения с людьми.

      Усилия российских  родителей и педагогов  в настоящее время преднаме ренно подрываются США.

    Владея  печатным станком мировой валюты,  политическая элита США, с помощью  своих пиарменов  и  промуотеров,  а это психологически грамот ные «человековеды»,   технологично  стимулирует   богемный образ жизни, актуализируют интерес  к приобретению дорогих автомобилей и яхт,  безмятежную жизнь молодежи благодаря обладанию деньгами. Культивиру емая  магия  денег  - это надежный Троянский конь для проникновения в нашу страну.  Массово заражая россиян страстью  к деньгам, США обрета ет  активных  сторонников зарубежного образа  жизни.

 

 

      Вот почему необходимо в процессе нравственно-просветительской работы с молодежью,   усилить деятельность родите лей, педагогов и   государственных органов по формированию  у всех россиян  разумной    востребованности  в  деньгах. 

      Каким образом?    

      Можно предположить, что при сокращении  гонки вооружения,  у государственной власти России появиться возможность  значительную часть финансовых средств  государственного бюджета вывести из строки «на оборону» и перевести в строку « на благосостояние народа». Практически это может отразиться в полной оплате  гражданам страны медицинского обслуживания,  отдыха и туризма, коммунально-жилищных услуг,  образования, страхования жизни и имущества, содержания престарелых людей и инвалидов.

     Таким образом, зарплата людей и их денежные сбережения  будут достаточны для удовлетворения их актуальных жизненных потребнос тей и личных интересов.

      При этом демонстрация денежного  излишества, обладателями которого является определенная  категория россиян и которое прояв ляется  в виде строительства дорогих коттеджей,  покупки  за рубежом старинных замков,  презентации  ультра-затратных машин и яхт  и.т.п. –  призвано получить  объективную  общественную  оценку.

      Почему?

      Не прилично жить сверх- хорошо,  когда многие люди в стране живут сверх-плохо.                                                                                                                                     О чем, например,  задумались в Скандинавских странах и ввели жесткие налоги на сверхбогатых людей. В этих странах реально выровнялся средний  уровень благосостояния граждан этих стран.  Не случайно, не которые социологии ввели в научный оборот такое понятие как «скандинавский социализм».

      Или такой факт: в КНР существует «потолок» денежной оплаты футболистов: легионеры могут иметь оплату до 3 млн. евро в год, отечественные футболисты – не более 1, 289 млн. евро в год.

Но особо интересно следующее: футболисты, участвующие в национальной сборной команде вправе иметь 20% надбавку к своей зарплате.

      

    В  России  надо создавать устойчивый социальный страт, утвержда ющий нравственное (совестливое)  и  рациональное  отношение к деньгам, что поможет людям избегать трагических последствий

«культа денег». Пример в этом, по давней русской традиции, призвана проявить  художественная интеллигенция.  Такой  живой пример отношения к деньгам может заразительно воздействовать на  людей.  Возможно, что это будет способствовать  аналитическому осознанию  людьми  объективной нужды в наличии личных финансовых средств,   и нравственной оценке, какое их количество необходимо тратить на реализацию своих замыслов.  

     Нет возражения против высокой оплаты труда по способностям и профессиональной отдаче.  

    Возникает вопрос: почему такие специалисты как врачи-хирурги, изобре татели техники, ученые-исследователи, без которых страна не может

существовать, имеют финансовое обеспечение в 100-200 раз меньше, чем представители шоу-бизнеса,  телевидения,  футбола? 

    Пока возможны два варианта решения представленной проблемы:

*государство вводит налоговую систему на сверх-богатых людей, а потому увеличивает целевую оплату трудовой деятельности в стране.

 *сверхбогатые создают личные фонды благотворительности и их бла готворительность – это не разовое подаяние, а постоянное оказание фи нансовой  помощи гражданам.  Например, оплата лечения детей, которым необходимы зарубежные медицинские услуги. И это публично представлено в СМИ. 

      Достижение всего этого имеет существенное значение для духовной

безопасности страны, потому что  выравнивание материального обеспечения людей – это утверждение социальной  справедливости в обществе.  Как следствие этого - упрочение гражданского единения россиян, а потому и их духовной совместимости.                         

                                                    ***

    Здраво рассудительное понимания значения денег - это объективное представление, что такое жизненное благополучие. Популярно: почему не в деньгах людское счастье.

    Многие люди считают, что  их благополучие определяется денежной наличностью. Рост банков сильнейшим образом возбудил интерес к

денег. Кроме того, многочисленные примеры свидетельствуют, что деньги – это надежная  отмычка для преодоления многих проблем.

 

    Особенно «дурманят» деньги молодежь. И  понятно, почему.  Благо  даря деньгам, можно удовлетворить свои желания, не напрягаясь, обрес  

ти привлекательный персональный  имидж, не имея добротного багажа

знаний, быть на «ты» с теми, кто эрудирован и обладает высоким про фессионализмом.  Деньги  зачастую выравнивают социальные статусы людей.  Был никем, а с деньгами стал уважаемой персоной. Что особенно импонирует молодежи.

      Все это надо иметь в виду.  Поэтому структуры, которые занимаются образованием и воспитанием молодежи и СМИ,  призваны формировать в стране общественное мнение, которое утверждает, что деньги необходи мы, но, в конечном счете, они  не определяют жизненное благополучие  людей.   Приоритетами жизненного благополучия человека являются: добротное  образование,  мастерство владения профессией,  обладание  семейным счастьем, наличие доброжелательных товарищей и друзей, государственная защищенность личности и ее имущества. И, конечно,

честно заработанные или полученные по наследству деньги. Все это и определяет истинный жизненный комфорт человека.

        Психологи, которых пригласил журнал MoneySense, утверждают, что деньги  являются мощными идеями, которые  могут убедить людей в том, что «деньги сделают жизнь лучше»  или  «денег никогда не бывает много». В  этой связи выявлено  семь денежных предпочтений, которые приводят к различным психическим заболеваниям людей.                                                                  

Накопительство — когда мусор становится богатством.                                      Это бережливость, доведенная до абсурда. Объект накопления становится страховкой от того, чего человеку не хватало в жизни, и эти объекты имеют сильную эмоциональную значимость.                                                          Маниакальное потребление — покупай, пока не упадешь.                                      Излишнее потребление является признаком психической неадекватности,

профессиональной помощи не избежать.                                                              Излишняя экономность — живи как нищий, чтобы умереть в роскоши.    

 Исследователи пролили свет на то, что беспокоит хронических скупердяев. Как и растратчики, они волнуются, даже если имеют достаточное количество сбережений и совсем небольшой долг.                                                 Финансовая несовместимость — секреты, которые разрушает семьи.      Э то проблема отношений между супругами. Обычно, совместной работы над достижением общих целей,  достаточно, чтобы починить однажды разбитые отношения.

9.

  Финансовые дотации — иллюзорный мир денег.                                                  Научитесь говорить «нет» на просьбу дать немного денег.                                     Трудоголизм — продай душу работодателю.                                                       Если вы всецело зависите от работы, а от мнения вашего начальника зависит ваша самооценка и удовлетворение эмоциональных потребностей, это может привести к печальным последствиям.                                                                    Финансовый инцест — злоупотребление без улик.                                                 Часто встречается, что дети играют ключевую роль в обеспечении своих родителей.  Это сигнал, что семья находится в упадке и не имеет адекватной поддержки. Это приводит к развитию различных психических расстройств, связанных с деньгами — маниакального потребления, трудоголизма  и других опасных заболеваний.

      Достижение жизненного комфорта людей  является существенным вектором удовлетворения ими своей гражданской принадлежностью к стране.  Чем реальнее и наилучшим образом этот  вектор прокладывает

людям дорогу в их жизни, тем основательнее они испытывают удовлетво рение от жизни и склонны получать удовольствие от  достижения своих целей.

     Из работ З. Фрейда известно, что феномен «удовлетворение» - это  положительное  физиологическое и психическое состояние человеческо го организма,  а  феномен «удовольствие» - это  морально-психологичес-кая  реакция человека  на получение  удовлетворения.  В сложном сим

биозе  феномены «удовлетворение»  и «удовольствие» образуют морально-психологический  настрой личности или состояние ее духа. Вполне понятно, чем более удовлетворен человек и больше испытывает удовольствия, тем оптимистичней его морально-психологический

 настрой,  тем мощнее его дух.

       Оптимистический настрой  и сила  духа  более активно поддержи

вают личность, когда государственная власть помогает ей не испыты вать проблем с продовольственным обеспечением, с медицинским об

служиванием,  надежностью личной и имущественной безопасности,

со злоупотреблением жилищно-коммунальных служб. 

      В минимизации этих проблем люди видят реальную полезность для них государственной власти.  Конечно,  для граждан   важна оборонная надежность государства. Но, когда нет открытого военного межгосудар ственного противостояния, то собственные жизненные цели и проблемы мотивируют  социальное поведение людей и определяют их отношение к государственной власти.    

                                               ***                                          

     Таков  один из вариантов  толкования и интерпретации феномена «благополучие  народа», который  имеет непосредственное отношение    к феномену «дух народа».

     Гносеологическим положением  другого  авторского похода к позна

 нию феномена «благополучие народа»  является изучение  следующей субъектной триады:

          *человек

                        * личность

                                       *индивидуальность

      Данный гносеологический аспект  изучения феномена «благополу

чие народа»  позволяет познать  феномен «дух народа»  как  результат субъектной  жизнедеятельности.

      Для этого разбиваем  субъектную  триаду  «человек – личность – индивидуальность»,  выделяя каждый представленный в ней феномен как предмет  специального субъектного  изучения.

                                                    *

       Феномен «человек» - это высоко-организованная  натурная струк

тура. Для  жизнедеятельности всех органов человеческой натуры  и обеспечения  сохранности  ее  здоровья  необходима  определенная со

вокупность  объективных и субъективных условий.     

       В США профессор Тимати Сальтхаус  на протяжении семи лет изучал 2000 пациентов. Полученные данные интересны для каждого, кто заинтересован в своей мыслительной дееспособности. Например: пик

развития  мозга – 22 года,  с 27лет наступает необратимый процесс старения,  память ухудшается с 37 лет.

   Чем своевременнее будут приняты соответствующие меры по сбереже

нию здоровья вообще и конкретно по отношению мыслительной  деятель

ности, тем больше гарантий для продуктивности  мышления человека.    Например, ученые обнаружили, что излучение мобильного телефона, ис

пользуемого  более четырех часов в день, наносит ущерб психическому и физиологическому здоровью людей. Специалисты из Кливлендской клиники в Огайо выявили, что злоупотребление  пользованием мобильным телефоном наносит ущерб способности мужчин к воспроизводству.

     Таким образом,  для жизненного благополучия феномена «человек» необходимы  объективные и субъективные условия, при наличии которых его организм нормально  жизненно действует.  Например,  наличие безопасных  продуктов  питания, питьевой  воды,  воздушной среды. К

этому добавим: доброкачественное  медицинское обслуживание, а также гарантированная охрана труда. Важно вовлечение человека в занятие физической культурой и спортом, соблюдение режима отдыха и развлечений.

      В гуманном отношении к человеку  нашему государству предстоит еще многое сделать. В этой связи полезно внимательно изучить, как эта работа осуществляется в зарубежных странах, в которых лучшим образом отлаже но государственное медицинское обслуживание. Например, в Швеции  97%  медицинских затрат населения оплачивает государство. В  Южной  Корее 100% -ное  бесплатное медицинское обслуживание. В Японии особо внимательное медицинское отношение к безработным и бедным. В Испании граждане оплачивают лишь небольшую часть цены за лекарства. В Израиле самая высокая оснащенность медицины  современным  технологическим оборудованием. И как факт: во всех этих странах продолжительность жизни у мужчин – 80,5 лет, а у женщин – 85 лет. 

                                                  *

    Феномен «личность» - это человек, который в результате людского общения, получения образования и воспитания, обладает социальны

ми  качествам, благодаря которым  занимается трудовой деятельностью, участвует в общественной жизни. Важным показателем зрелости  челове ка как личности является его целевая деятельность и умение работать над  собой. У  личности образование пролонгируется в самообразование, воспитание – в самовоспитание. В итоге  личность - это нравственно самоуправляемый,  законопослушный, профессионально  честолюбивый  субъектный  феномен.

     Для достижения человеку   личностного уровня развития необходим здоровый образ жизни. При этом  следует обратить внимание на разум ное отношение  самой личности к здоровому образу жизни. И, прежде всего, каковы ее усилия по сбережения своего психического и физичес кого здоровья  во всех своих возрастных стадиях.

    Следует отметить, что одним из личностных пороков русских является запоздалое  сберегательное отношение к своему здоровью. На память приходит народное выражение: «пока петух не клюнет».  Низ кая культура самосбережения личного здоровья – одна из причин отставания россиян по продолжительности  жизни  по сравнению с Японией.

    Обратим  особое внимание на то, что  для становления личности неоценимое значение имеет благополучное детство. У  отечественного писателя Д. Григоровича  есть рассказ  «Гуттаперчивый мальчик», в котором главный персонаж повествует: «Когда я родился – я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…»

    Было бы хорошо, чтобы в подобной ситуации как можно меньше оказывалось бы детей.  Благополучная семья – это лучший оазис для взращивания  физически, душевно и духовно полноценной личности.   

     Дошкольные и школьные учреждения,  и обучение в ВУЗе –  это среды общения, которые  активно формируют личность.  Известна роль трудовой деятельности в обретении личности  жизненно важных качеств. К этому добавим – полезность прохождения службы в армии. Зрелость личности облагораживается созданием  семьи и воспитанием  детей.

    Можно  о многом рассуждать по поводу становления и развития  личности. По собственному жизненному опыту знаю, какое  огромное значение личности встретить единомышленника-проводника  в профессиональной  деятельности.  Особенно это важно, когда занимаешься научно-исследовательской деятельности.  С  благодарением  вспоминаю

М.Н. Скаткина,  М.И. Петросян,  И.И. Чангли,  Д.М. Гвишиани,  Т. Шамбу,  Л.И. Швецову,  А.И. Лукьянова, которые поддержали мои научные иссле дования  и  признавали  полезность  их концептуальных  разработок.

     В настоящее время мне очень помогает «творческое  патронирование»  известного советского и российского  журналиста  Г.И. Зубкова.

                                                    *

   Феномен «индивидуальность» - это личность, обладающая каким-то набором качеств,  благодаря деятельному проявлению которых она

выделяется среди людей.

    При этом надо иметь в виду гносеологическое  различие в использо вании понятий «индивидуальность» и «индивид». 

   В обиходе и даже в научном обороте довольно часто эти понятия отождествляют.  Желательно подобного не допускать. Понятие  «индивид» - это собирательное,  обобщенное  обозначение  таких феноменов  как «человек»,  «личность»,  «индивидуальность». Использование понятия «индивид» удобно при рассмотрении любой антропологической и социальной  проблемы.  При целевой необходимости, как в нашем контексте,  возможно  перейти к конкретному изучению  индивида как человека, как личность, как индивидуальность.

      По большему жизненному счету реальное благополучие  индивида определяется тем, насколько за  свою жизнь  наиболее разумно и полезно для себя  и для людей  им  были задействованы свои индивидуальные качества: природные, например, способности,  и прижизненно приобре тенные, например, профессиональные умения.  То есть, насколько им разумно реализовано  с пользой для себя и для людей  свое  «личностное своеобразие».  При этом отметим, что  достижение лучших успехов в реализации своего «личностного своеобразия» - наглядный показатель уровня  культуры  социального общения индивида.

      Итак, индивидуальность личности – это определенные особенности, обладая которыми, личность заметно выделяется среди людей.

     Таким качествам личности может быть  ее особая  телесная консти туция,  например, пластичность телодвижений.  Или наличие «абсолютного» музыкального слуха.  Есть обладатели «орлиного зрения».  Другие  индивиды имеют незаурядные вокальные данные. В физиогномике позиционируется  пять форматов геометрии лица. Исходя от того, каким форматом лицам обладает личность можно определить набор ее жизненных качеств.   Например, классическим форматом является овальное лицо. Носитель такого лица -  это личность креативного мышления, честолюбивая, эмоционально ранимая….

    Как свидетельствует практика, знание индивидуальных особенностей  полезно  как для  самого  обладателя индивидуальных особенностей, так и для  тех, кто общается или работает с обладателем  выявленных инди  видуальных  особенностей.  

      Полноценное проявление «личностного своеобразия»    натурная  востребованность человеческого организма. В  «личностном  своеобра зии»  или индивидуальности отражены особенность физиологии и нерв ной системы личности, ее менталитета. «Личностное своеобразие» – это проявление «следов памяти», это генетический «зов крови» личности.  

    Как свидетельствует практика, знание индивидуальных особенностей  полезно  как для  самого  обладателя индивидуальных особенностей, так и для  тех, кто общается или работает с обладателем  выявленных инди  видуальных  особенностей.  

      Ярко раскрывается значение индивидуальности при наличии у лич ности неординарных  дарований. Например,  дарования  в музыке или техническом изобретательстве.  Практически проявляемые личностью такие дарования придают ей  статус особого общественного признания. Например, выдающийся музыкант, известный изобретатель,  популярный артист.

     Из когорты  даровитых личностей общество обретает таланты. Это высший уровень проявления индивидуальной уникальности личности.

Такие личности – это  живые  бриллианты,  которые  украшают и обла гораживают  общества. Уникальность таких личностей  не только в их особой одаренности.  Как  писал Л.Н. Толстой: «талант – это 99% пота и один процент прирожденной способности».

      «Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза…»   С этих слов начинались все важные сообщения, которые на протяжении десятилетий узнавала страна. Произносил их Юрий Левитан, который  добился уникального успеха  в скромной профессии радиодиктора

     Левитан родился в городе Владимире, в семье еврейского портного. В школе  учился очень плохо и потом вспоминал: «Когда нужно было позвать мальчишку или девчонку с одного берега  Клязьмы  на другой, ко мне обращались: «Ну, давай, Юра, крикни!» Вот и все были мои таланты».           Левитан приехал в Москву в 17 лет, мечтая поступить в кино институт. Не приняли.  Вскоре  случайно наткнулись на объявление о конкурсе на долж ность  диктора. Повезло:  Левитан был принят на учебу.  Главной проблемой Левитана, поначалу,  было страшное «оканье». Ему

поставили условие - избавиться от этого выговора. Чтобы справиться по быстрее, он исправлял тексты, которые зачитывал: все «о» на бумаге карандашом заменял на «а» -  «Говорит Москва». Справиться удалось за считанные месяцы.                                                                                           Настоящую путевку в жизнь Левитану дал лично Сталин. Январской ночью 1934 года вождь в своем кабинете слушал по радио редакционную статью «Правды» в исполнении Левитана. Голос ему очень понравился, и вождь потребовал, чтобы завтра именно этот диктор прочитал по радио его доклад на XVII съезде ВКП(б). Левитану было всего 19 лет, но голос звучал торжественно и солидно. В итоге,  он получил путевку в радио эфир.

Юрий Борисович считал, что молодость и энергия сослужили ему хорошую службу сталинский доклад длился 4 часа 45 минут, а читать его надо было на одном дыхании».

     Одаренные личности – бесценный капитал общества. Благодаря  та ким личностям  общество прогрессирует, потому что люди, получая до ступ к результатам творения  уникальных личностей, умнеют и занима

ются воплощением в жизнь их  креативных достижений.  Огромное вли  яние таких личностей на духовную обстановку в стране. Чем больше в стране талантливых личностей, тем больше у людей оптимизма и гордос ти за свою страну.                      

   Немецкий философ  Фр. Шеллинг писал: « Человек в известное степени вырастает, когда он познает себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть тем, чем он должен быть».                                                                                                                            В оказании помощи личности в познании  себя и обучении ее быть такой,

какой она может быть, велика роль специалиста новой профессии, которая называется имиджмейкер. Его профессиональное призвание быть ваятелем личности. Это достигается благодаря выявлению лучших индивидуальных качеств личности, их системная презентация в виде реального обличья личности, обучения личности, как этично и эстетично позиционировать свое обличье.                                                                                         

    К сожалению, эта парадигма Лиги профессиональных имиджмейкеров не получает должного признания в стране.                                           

     Другой   срез в изучаемой проблеме: может ли личность, не имея полноценного жизненного комфорта,  испытывать  жизненное благо  получие, то есть иметь удовольствие  от своего жизненного существо вания?

    Практика свидетельствует, что может!

     В силу, каких обстоятельств?

     Прежде всего, благодаря  осознанию  того факта, что посредством деятельной  своей субъектной самореализации она выполняет свою «поколенческую миссию»:  не превратила себя в живой ломбард своих  способностей и дарований, знаний и опыта, а деятельно передает свой  «личностный капитал»   своему последующему поколению страны. 

     По большему жизненному счету реальное благополучие  индивида

определяется тем, насколько за  свою жизнь им наиболее разумно и полезно для себя  и для людей  были задействованы свои индивидуаль ные качества.  То есть, насколько им разумно реализовано  с пользой для себя и для людей  свое  «личностное своеобразие». 

                                                  ***                                  

     Таким образом,  представлены два гносеологических аспекта толко вания   феномена  «благополучия народа»:

   *социолого-экономический аспект,  при  котором  акцент  делается  на социальные и экономические  показатели. 

   *психолого-педагогический аспект,  при котором  акцент делается  на ортобиотические  и  воспитательные  показатели.        

     Смысл феномена «благополучие народа» - это наличие  объективных и субъективных условий в стране, необходимых  для создания  здорового образа жизни и возможности людям полноценно реализовать свое лич ностное  своеобразие. 

      Обеспечение блага для народа – это главная цель государственной власти.  Успешное продвижение государства в реализации этой цели есть благо и  для самого государства.

     При этом имеется набор  критериев, которые  приоритетны для достижения  «государственного благополучия».  В качестве таковых следует иметь в виду: патриотизм народа и  верность  государствен 

ной власти народу.   Патриотизм и доверие народа государственной власти – это  высшие показатели  состояния  духа народа.

     В этой связи для обеспечения духовной безопасности страны необ ходимо признать, что  «благополучие народа»   является базовым пока зателем «благополучия государства». 

    При  явном  совпадении  этих понятий по существу,  отметим, что по  их содержанию есть определенное  различие.  Например, в Древнем Риме народ, получая  от государства «хлеб и зрелище»,  испытывал  определенное житейское благополучие,  а государство при этом испытывало свое неблагополучие: надвигалось время  распада великого Римского государства.

    В наше время в развитых странах  Запада народ не жалуется на отсутствие «хлеба и зрелищ» и находится в состоянии сервисного комфорта, что вызывает желание у немалого числа россиян приобрести «второе гражданство» или хотя бы право  «на жительство».

     Однако,  государственное  благополучие ряда  стран Запада в настоящее время испытывает серьезные  проблемы.  Например,  госу дарства   ЕС в связи с  давлением  США  вынуждены принимать меры   в ущерб своим национальным интересам.  Бедствием для государствен ной власти многих стран Европы стали  дебоши мигрантов,  а пандемия коронавируса обнажила несовершенство  системы здравоохранения и бессилие государственной власти.

    По признанию многих политических деятелей и политологов  стран Запада им затруднительно в настоящее время  называть свои государст ва благополучными по причине  нарушения комфортного благополучия своих народов.

      В России  имеет место подобная проблема.  Суть проблемы -  это, прежде всего,  низкий уровень «благополучия  народа»,  что является  одной из знаковых причин   «неблагополучия государства».

    Как показывают данные исследования по уровню дохода, разрыв между богатыми и бедными  большой. Так  в 2018 году по уровню доходов в РФ выделяют:

1.    Крайнюю нищету. Люди со средним доходом ниже 3 500 рублей, это 13,4 % населения России.

2.    Нищету. Сюда входят те, кто зарабатывает до 7 500 рублей ежемесячно, 27,8 % граждан.

3.    Бедность. Люди с доходом в 17 тыс. руб. в месяц — 38,8 % жителей РФ.

4.    Самых богатых из бедных. Граждане с зарплатой до 25 000 рублей 10,9 % населения государства.

5.    Имеющих средний достаток. Те, кто зарабатывает до 50 тыс. руб. в месяц. Их число составляет 7,3 % граждан.

6.    Состоятельные люди получают в месяц до 75 000 рублей. Их 1,1% от всего населения России. Зарабатывающие более 75 000 рублей в месяц – это всего лишь 0,7% от всего населения огромного государства.

Неблагополучное состояние многих россиян объясняет неустойчивый индекс их доверия к государственной власти.

    В самом деле, государственная власть современной России так задолжала народу в улучшении его жизненного благополучия,  кстати, это одна из причин  ностальгии  многих  россиян по советскому времени, что  россияне вправе  ожидать от современной государственной власти  не только возмещения своих потерь, но и справедливой материальной и моральной компенсации.

      Пока эти ожидания россиян воплощаются в жизнь  медленно и противоречиво: что-то в их  жизни улучшилось, но одновременно – что-то и ухудшилось. Например, в советское время государственная власть регулярно радовала народ снижением цен на  товары  жизненной  необ

ходимости,  то в настоящее время государственная власть огорчает народ регулярным повышением цен на товары жизненной  необходи мости. Мощным травматическим фактором,  разрушительно воздейст вующим  на духовную обстановку в стране, является порочная  система ЖКХ.  Известно, что миллионы россиян,  особенно  пенсионеры,  регулярно оказываются  в депрессивном состоянии после получения очередной квитанций за оплату своего  жилья.

       Или такой факт:  не «единогласное»  отношение москвичей к столич ной власти и ее главе  С. Собянину. 

      Объективно, за годы пребывания во главе правительства Москвы С. Собянина, проделана огромная работа по превращению столицы страны в современный мегаполис. С. Собянин  верно определил, что старая 

транспортная коммуникация столицы – это удавка для горожан и перспектива множества нарастающих городских проблем в ближайшее время.

     За короткий срок проделана масштабная работа по решению проблем с городской коммуникацией, причем,  как для пешеходных горожан и гостей столицы, так и для городского и приезжего  транспорта.  Без раскачки правительство столицы занялось  преобразованием террито рий новой Москвы. Значительный рост финансовых приобретений – это  дополнительный показатель  эффективной  и  полезной для жителей и

гостей столицы  управленческой деятельности правительства Москвы и ее градоначальника.

      Однако,  городские выборы, протестные акции, общественные опро

сы свидетельствуют, что столичные горожане в своей народной массе не  испытывают полной благодарности правительству Москвы и ее гра доначальнику. Этакий привкус неудовлетворения  присутствует у мно гих москвичей, немало из них явной симпатии не проявляют к своему мэру.

      Объективно -  это не справедливо  со стороны москвичей по отноше нию правительства Москвы,  но оправдано в том плане, что столица России давно должна превосходить по городскому благоустройству и обеспеченности ее жителей  большинство столиц зарубежных стран. В

достижение  этого пока столица России задержалась. Отсюда и сдержан ное отношение «коренных»  москвичей к своему  нынешнему градона чальнику.

      По мере удовлетворения этого ожидания, а тем более значительного приращения благополучия москвичей, будет прирастать их доверие не 

только к правительству Москвы, но, что чрезвычайно важно,  будет прирастать и доверие к государственной власти в целом.

      Чем еще  ценен опыт управления современной столицей России. На его примере видно, что улучшение благоустройства каждого городского и сельского поселения является важной государственной акцией.

Люди оценивают государственную власть по реальному улучшению своей жизни в своем городе и поселении.

Поэтому каждый руководитель местной власти своей управленческой деятельностью призван укреплять доверие людей к  государственной власти.

     Еще раз отметим,  что, чем больше народ доверяет государственной власти и патриотически  настроены люди, а потому верны своему Оте честву, тем  надежнее  духовное  благополучие  страны. 

     Подобный настоятельный акцент обусловлен тем, патриотизм и дове

рие народа государственной власти – это феноменальные  духовные  условия,  которые  вкупе с ранее представленными экономическими и социальными условиям,  образуют надежный фундамент для обеспече  ния  национального суверенитета  России.

                                                   ***   

       Итак,  обеспечение благополучия народа  - основная забота государст венной власти. Но государственная власть вправе  ожидать  от народа

не только  благодарность и доверие,  но и организованного участия на рода в созидательном  решении значимых государственных  проблем.

       Так должно быть по законам нравственной логики. Но русские при своей генетической  приверженности к справедливости  часто не спра ведливы по отношению к государственной власти.  Этой  морально-психологической слабостью  русских  умело пользуются  зарубежные пиармены и отечественные  идеологические  оппоненты.

     Эту нашу духовную слабость надо принимать во внимание при выстраивании  общение государственной власти  с народом.  Вот поче му для успешного коммуникативного взаимодействия государственной власти с народом необходима профессиональная помощь  социальных психологов и социологов.

      Что следует иметь в виду?

      Предварительно сделаем небольшое отступление.

      На морально-психологическое состояние человека  воздействуют

разнообразные объективные и субъективные факторы. Среди этих факторов можно выделить по бесспорному людскому признанию два фактора  -  температура природного  воздуха  и  температура человечес кого тела.

       Чтобы не распространяться в обосновании воздействия этих факто ров на морально-психологическое  состояние людей, приведем пример: при природной температуре воздуха + 40%  и температуры человеческо го тела +40%  морально-психологическое состояние людей таково, что для многих из них звучание музыкального чуда Ф. Шуберта «Вечерняя серенада»  вызовет или раздражение,  или  абсолютное слуховое не вос приятие.

       Можно предположить, что нечто подобное следует определить и в структуре факторов,  имеющих ключевое значение для духовного благополучия страны. При этом  имеются в виду ключевые факторы, которые нередко находятся на периферии  внимания  руководителей страны и  ее регионов.

      Таковыми ключевыми факторами являются такие феномены как «идеологический климат страны»  и  «гражданское самочувствие народа».

     Недооценка этих факторов –  трагический просчет  государственной

власти  и политологов  современной России.  Известно,  вслед за развенчанием «культа личности»  зарубежные пиармены  и  СМИ  активно включились в вытравление из сознания россиян феномена «идеология».  Попытки отечественного  философа А. Зиновьева в научно-обоснованном формате  обратить внимание государственных деятелей страны и своих коллег-ученых  на то, что феномен «идеология» - общечеловеческий духовный феномен, который имеет место в каждой стране, а тем более в развитых странах мира, оказались не замеченны ми.

      В самом деле, идеология как система общезначимых для общества идей и целей,  явно или скрытно  жизненно действует в каждой стране. Более того, чем научно обоснованы идеи и цели общественного значения, чем организованнее они осуществляются, тем выше уровень гражданского  сплоченности населения  страны, тем устойчивее в такой стране духовная обстановка, а потому прочна и государственная власть

     Для России идеология – это исторически духовный демиург.  Вот почему русские – самая сплоченная нация в мире, самая интернацио

нальная нация в мире. Не случайно,  благодаря советской идеологии  СССР  был не превосходим зарубежными государствами  по патриотиз му народа и его доверия государственной власти.

      Исторически в  России  идеология  традиционно составляла и составляет  системообразующий  фермент такого феномена как «идеологический климат страны».  Мудро об этом  сказал русский  композитор М.П. Мусорский: «Я разумею народ как единую личность, одушевленную единую идею».

   Вот таким разумением призваны обладать современные государствен ные руководители и лидеры политических партий нашей страны.

   К сожалению, складывается  впечатление, что в России  идеологии уготовано  дальнейшее «бесхозное» состояние.  Представители общест венных наук  остерегаются заниматься  этой проблемы из-за возможно

го обвинения  их в реставрации советской идеологии.  Политические партии не актуализируют эту проблему, чтобы не нарушить консенсус с государственной властью. Сама государственная власть попыталась доверить заняться этой проблемой одному из молодых представителей  кремлевского клана.  Однако, вскоре стало ясно, что  идеология оказалась для молодого политика  «вещью в себе», которую ему оказалось не под силу превратить в «вещь для нас».

     Вместе с тем, жизнь настоятельно сигналит, что Россия  нуждает

ся в восстановлении государственного статуса идеологии. Одним

 сигналом  является  развернутая США  идеологическая  подрывная деятельность по отношении  России. Чем больше политическая элита и олигархи США убеждаются в неотвратимости губительных последствий при обмене ядерными ударами с Россией, тем больше финансовых средств и СМИ ими привлекается для духовной дискредитации России.

     Многим  россиянам  не понятна корректность  государственной власти России по отношению к идеологическим организациям, которые занимаются  дискредитацией внутренней и внешней политики государства,  обучают  россиян  формам и методам противостояния органам правопорядка, рас

ространяют  ложную  информацию. Например, при проведении в 2020 году выборов глав регионов публично  утверждалось о  2000 нарушений процедуры голосования. Реально оказалось 100 случаев нарушения процедуры голосования.

                                                   ***

   Зададимся вопросом:  почему немалое число интеллигентных лично стей занимаются идеологическими провокациями в  своей стране? 

    Дело в том, что благодаря этой деятельности можно хорошо  зарабо тать на зарубежных грантах и благодаря  зарубежному  инвестированию Например,  действующие в России НКО ежегодно получают с зарубежья  около 200 тыс. долларов. О том, что эти денежные стимулы себя оправ дывают, свидетельствует деятельность оппозиционного  блогера  А.  Навального,   и особо ярко –  государственный переворот,  совершенный  в Армении  в 2020 году.  Этому способствовали   100 зарубежных  НКО,  которые действуют в  не большой  по численности населения стране.  Кстати, в Армении допуск на существование получило только одно российское  НКО.  

    Нередко профессиональное  желание получить зарубежное признание  мотивирует  представителей  отечественной   художественной  интел

лигенции на создание  творческих произведений. Так после  речетативного  «разоблачения  пороков»   СССР  в конгрессе США получил доступ к получе  нию  Нобелевской  премии  литератор  А. Солженицын. 

   Наверное,   мотив получения международной оценки своего режиссер кого мастерства   заложен в создание  популярным  отечественным режиссером  А. Кончаловским  фильма  «Дорогие товарищи», выдвину того на получение премии  «Оскара».

    Как свидетельствуют общественные опросы  современных россиян, многие из них устали слушать, читать, смотреть повествования о политических репрессиях и бесправном положении советских  людей.

    Но мелодия  «политические репрессии» и отсутствие  демократии при советском социализме   представляет устойчивый интерес  у  русофобской  политической элиты  США и ЕС.  Поэтому  вполне возможно присуждение «Оскара»  фильму  Андрея  Кончаловского  «Дорогие товари щи».

   Но что многих россиян  смущает!

   Посмотрит этот фильм массовый зарубежный обыватель, демонст рация которого уже состоялась в Европе,  и укрепиться в правоте  информации  своих СМИ, что Россия – страна деспотизма  государст венной власти и жестокой расправы с народом.

   Конечно, талантливый режиссер вправе, исходя  из своего личного интереса,  создавать творения. Однако, оправданно ли  это делать в ущерб  государственным интересам России. 

     Есть основания усомниться в том,  что фильм  А. Кончаловского  «Дорогие товарищи»  будет  способствовать приращению уважения  к государственному  имиджу   России, как у россиян, так и у зарубежных граждан.

   Конечно, подобные поступки популярных интеллигентных личностей  не могут не оказать негативного воздействия на духовную атмосферу страны, стимулировать  депрессивное  гражданское умонастроение россиян.  Это вполне вероятно, так как в нашей стране  не сложилась,  как во времена СССР,  прочная гражданская общность,  и есть недо вольные, и есть  злопыхатели по отношению современной государст венной власть. И фактом является то,  что есть немало россиян, которые не знают,  какое  будущее  общество создается в  России.

    Кроме того, многие россияне не понимают «странность» некоторых  государственных решений.  Например,  в ноябре 2020 года принят закон об обложение  15% налогом  физические лица, у которых  денежные доходы   более 5 млн. рублей.  Россияне подумали: это справедливое действие государственной власти.  Однако, оказалось, что облагается 15%  налогом не вся сумма  в 5 млн. рублей, а та сумма денег,  которая  превышает 5 млн. рублей. 

    Возникает вопрос: почему не последовать примеру государственной влас ти Швеции по решению которой за уклонение от налога назначается не ме нее  40%  штрафа  на всю денежную сумму неуплаты  налога.

   Предложение от народа: 5 млн. рублей  иметь в год – этого достаточно для здорового образа жизни. Поэтому то, что физическое  лицо имеет сверх 5 млн. рублей обложить  40%   налогом. А то, как писал В. Маяковским, кому бублик, а кому – дырка от  бублика.   

                                                    ***

     Без научно-обоснованной  и технологично позиционируемой  государ ственной  идеологии –  этого мощного духовного оружия  – России - удобная мишень на поражение  для пиарменов  США и для  привлечен  ных  (оплаченных)  к ее дискредитации  европейские  СМИ  и  разного лика диссидентов  в  социальной сети Интернета.

     Есть еще другое обстоятельство.

     В СССР одним из направлений идеологической деятельности была антирелигиозное противостояние. Это было порой жесткое противосто яние,  в которое  вовлечено множество людей. В процессе этого противо

стояния была допущена явная ошибка: ограничение прав людей на ре

лигиозное  свободомыслие.  Это была антигуманная погрешность совет

ской власти,  обусловленная незнанием или недооценка ее штатными идеологами  исторического  отношения  русских к  религии.

     Прежде всего, надо отметить не однозначное отношение к религии русских как самой большой национальности в стране.

     На этот счет имеются интересные данные.  Например, факты из исто рии России: снятие колоколов с храмов Петром 1 по причине нехватки ме  талла для изготовления пушек.  Значительное  ограничение площади церковных земельных  владений во времена Екатерины Великой. 

Вспомним массовую поддержка советскими людьми  антирелигиозной пропаганды.  И современный факт: в современной России за последние пять лет против строительства новых храмов  выступили  с  протестами жители  28 городов страны.

         Интересны в этой связи  высказывания о религиозности русских отечественных просветителей до советского периода стран. 

           В.Г. Белинский в письме Н.В. Гоголю писал: «По-вашему, русский

народ – самый религиозный  народ в мире: ложь!  Основа религиозности  

есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божье, почесывая себе задницу.  Приглядитесь пристальнее, и

вы увидите, что по натуре своей это глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности».    

       Русские философы и писатели, будучи религиозными людьми, отме

чали национальное  своеобразие  отношения  русских к религии  и осо бенно к священнослужителям. Это национальное своеобразное отноше

ние  к религии обусловлено   тем, что продолжительное время русским было трудно определить,  «кому  на Руси жить хорошо».  Вспомним выс

казывание  известного недруга СССР  У. Черчилля:   «ни к одной стране мира судьба не была так жестока,  как по отношению к России».

      При всем этом,  генетика русских из поколения в поколение консерва тивно  сохраняла «ген  надежды»: что жизнь,  в конце концов, улучшит

ся.  Именно «ген надежды» и  сформировал в менталитете русских  повы

шенную тягу к вере о  возможной достижимости своих ожиданий.

     Надежду на лучшую жизнь русские не возлагали на царскую государ ственнуь власть, которую в наше время всячески возвеличивают. Они свои надежды  соотносили с  богом, так как не видели, кто на грешной русской земле  искренне заинтересован в их жизненном благополучии и может осуществить их многовековые мечтания.

       Русские ранее не задумывались, есть бог или нет. Он им был нужен, потому что вера в лучшее будущее  и  достижения справедливости – все это духовно скрашивало их  жизнь.  Этим морально-психологическим на  строем  народа  заразилась и  русская интеллигенция. Ей тоже во времена тяжких лет  царизма нужны  была вера в лучшие времена Отечества и на

дежда, что в стране будет торжествовать справедливость.

    Мечтательность – это одна из генетических характеристик  русского менталитета.

     Религия  не является универсальным объединительным фактором народов  России. В стране немало людей, которые уважают религию и восхищаются архитектурой храмов,  но не являются религиозными. С ростом благополучия народа  и увеличением продолжительности жизни людей  религия будет обретать статус национальной традиции, но она не

 заменит государственную идеологию, прежде всего по массовому охвату людей и по организующей  роли  идей в обществе.

      Поэтому понятна  обеспокоенность, которую выразили  в 2007 году отечественные  ученые в «Письме десяти академиков» по поводу «все возрастающей клерикализацией  российского общества, активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни».  Ведь,  ре лигия не решает кардинальных проблем общественной жизни,  но нередко отвлекает людей от активного участия в решении этих проблем.

     К этому, добавим, что в России более 100 национальностей, которые имеют свои религиозные устои и институты, свой состав верующих.  Этим самым затруднено определить:  какая   религия нравственно достойна  занять  доминирующее место в духовном пространстве страны.  В неоднозначном ответе на этот вопрос  заинтересованы

зарубежные «просветители» разного профиля,  потому что  диффузное состояние духовного пространства  России  облегчает им размещать в нем информацию и идеи, подрывающие  монолитность  духа  народа  России.

    В этой связи необходимо отметить роль мусульманского вероисповедо вания  как  мощного  идеологического фактора в ряде стран мира. Главным условием для  признания мусульманского  вероисповедования  государствен   ной идеологией  является  массовое  вовлечение  населения страны  в мусуль

манское вероисповедование  и безоговорочное  признание  гражданами  му  сульманских  религиозных ценностей. Например,  в Турции и в Саудовской Аравии мусульманская религия  имеет общепризнанный  статус  государст  венной идеологии и подтверждает  важную роль государственной идеологии в обеспечение  духовной  безопасности своих  стран.

  И  примем во внимание такой факт: одно время была популярна в мире идеологическая доктрина  как  «мусульманский социализм».

                                                   ***

     Во избежание  того, чтобы государственная власть не упустила из-под своего влияния духовное пространство страны, автор предлагает  к изу

 чению такого  феномена  как «идеологический климат страны».  И, рас  крыв  понятийный смысл этого феномена, заинтересовать государственную власть России в необходимости предметного  познания идеологичес   кого климата  страны  и отслеживать его состояние.

   При этом обратить внимание на то, что в отличие от природного климата  - идеологический  климат,  как нематериальная  субстанция,  является результатом человеческого творения. Этот феномен может быть стихийным духовным образованием,  но целесообразно  научно-обоснованное  его целевое формирование,  принимая во внимание  его следующие  приоритетные   критерии:    

           *преданность народа Отечеству,

           *верность  государственной власти нарду,

           *популярность в обществе нравственно-возвышенных идей.

    При  целевой  работе с идеологическим климатом следует иметь в виду, что существенное значение имеют следующие факторы его фор мирования: 

           *всеобщее патриотическое воспитание граждан,

           *демократизм государственного управления,  

           *позиционирование  в обществе  популярных  духовных  ценностей.

     В профессиональном сленге медицины есть такой термин – «регистр пациента». Как утверждают врачи, введение такого регистра позволяет отследить, какие  препараты принимают пациенты,  насколько они эффективны, какие назначенные лечебные процедуры  полезны и какие необходимы  врачебные осмотры и консультации. При всем этом, обяза тельно принимаются во внимание возраст пациента и общее состояние его здоровья.

    Было бы  полезно, если бы российские  социальные психологи и социологи, объединившись, создали   «регистр идеологического климата», имея  в качестве «пациента»  страну  или отдельный регион,  а в качестве показателей этого регистра -  приоритетные критерии  идеологического климата  и   факторы его функционирования.  И регулярно, по разработанной  научной методике, в стране и в ее регионах проводить мониторинги на предмет определения  состояния  идеологического климата.

     Такая информация необходима для органов государственного управ ления.  Как в сельском хозяйстве, рачительный аграрий действует в соответствии с климатическими условиями, так  и  государственные

органы будут иметь возможность, обладая информацией о состоянии идеологического климата  в стране и в регионах,  предпринимать соответствующие меры и вносить коррективы в проводимые меропри  ятия.

    Вне всякого сомнения,  наличие информации о состоянии  идеологи ческого климата  в СМИ  имеет прагматичное значение для формиро вания  объективного общественного мнения, для упреждая всякого рода домыслы  зарубежных информаторов и отечественной оппозиции.

      Продолжительное  корректное обхождение  государственной власти  России  с «свободномыслящими  оракулами»  отечественного  формата, неизбежно  ухудшает  «идеологический климат»  страны,   подрывая  ее  духовную  безопасность.

      Прав Лев Барановский выражая искреннее  возмущение  искажениями  отечественными оппозиционерами  правды  о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  « Я понимаю, - пишет он в Интернете, - что в России сейчас свобода слова. И это прекрасно. Но свобода слова — это не язык без костей, который мелет то, что диктует ему уродливое и гнилое образование, выросшее на том месте, где у нормального человека должна быть совесть.

    Это уже не свобод слова. Это самое настоящее глумление над миллиона  ми  погибших  людей  в  той страшной войне. Это оскорбление памяти и предательство. И просто так оставлять это нельзя». 

     Лев Барановский прав: «Свобода слова – это не свобода лжи и не свобода глумления над памятью».

      В менеджменте давно утвердилось мнение, что наиболее достоверной

информацией для принятия важных управленческих решений является  информация, которая  имеет  «перекрестную  оценку»  полученных итого  вых результатов.

       Одним из вариантов  получения такой информации является следующий: проводится сбор целевой информации  среди конкретного массива  респон

дентов.

     Через некоторое время проводится повторный  целевой сбор информации среди этого же массива респондентов.

Информации обрабатываются,   итоговые  результаты    передаются аналитикам.

   При этом, если первая информации – результат анкетного опроса,  то вторая  информация -  результат  контактного  собеседования.                                                                                                                 Таким образом,  аналитики имеют возможность сопоставить и сравнить 

 результаты сбора информации, которая получена в разные временные сроки и разными методами сбора. 

   Такая «перекрестная»  аналитическая оценка результатов сбора инфор мации имеет важное теоретическое и практическое значение при работе с идеологическим климатом.

     Идеологический климат  является духовным феноменом, что затруд няет  достоверно объективное   познание его реального  состояния и целевое использование  факторов, которые влияют на его функциони  рование.

    Кроме того,  неизбежны трудности при формировании  идеологичес кого климата  по причине разного количественного  состава людей  и  особенностей их морально-психологических характеристик.  Например,  при определении  состояния  идеологического климата  региона цент  ральной  части страны  и национального региона  могут  быть выявле ны определенные  различия, которые необходимо принимать во внима ние при  целевом  формировании  идеологического климата региона центральной части страны  и  национального региона. 

                                                 ***

      Для  надежного обеспечения духовной безопасности страны, наряду с  целевым формированием  идеологического климата, полезно обладать  информацией о состоянии такого феномена  как «гражданское  самочув   ствие».  Благодаря  наличию такой информации  и  ее сравнения с  ин формацией о состоянии  идеологического климата  можно  получить   объективное  знание о состоянии духовной безопасности  страны   и какие факторы ее обеспечения  лучше или хуже себя проявляют.   

    Введенное автором в научно-практический оборот понятие «граждан

ское  самочувствие»   продолжительное время не привлекает внимание  представителей общественных наук. Вместе с тем, в социологи ческой литературе  в  научном  обороте  широко используется  такое   понятие как  «социальное самочувствие». 

     Феноменальная совместимость понятий «гражданское самочувствие»  и «социальное самочувствие» дает право на их совместное сожительство в научном лексиконе.  Однако, это не тождественные феномены,  что предполагает  гносеологическую  полезность их сопоставления  для выявления сущности и содержания каждого феномена,  чтобы затем выявить, что у них общее и в чем их различие.

      Итак,  имеются два феномена:  «гражданское самочувствие » и  «социальное самочувствие». 

     Прежде всего, установим: есть ли отличие  понятий «гражданское» и

«социальное»?

    Зададимся вопросом: понятия «гражданское» и «социальное» - это тождественные понятия?

     Если они идентичные понятия, то феномен «гражданство» и феномен «социальное» - это одно явление.

        Но это недопустимое признание. 

        Почему?

Феномен «гражданство»  -  это правовой  статус личности в стране.     Феномен «социальное» -  субъектный статус личности  как агента  об  щности.

       Таким образом, понятия «гражданское самочувствие» и «социаль ное самочувствие»  обозначают разные феномены.  Их автономное суще ствование  – объективная реальность, а потому есть научный интерес их предметного научного  изучения.  

     Объективная ориентация  в гражданском самочувствии людей, в факторах, которые определяют их умонастроение  как граждан страны, помогает органам власти совершать  поступки, наиболее отвечающие

личным и общественным ожиданиям людей. Поэтому целесообразно проведение мониторинга гражданского самочувствия  электората, региона, страны.                                                        

      В настоящее время феномен  «гражданское самочувствие » получает дополнительную актуализацию.  Обусловлено это тем, что феномен

«гражданское самочувствие»  народа,   имеет непосредственное отноше ние к функционированию  идеологического климата  страны,  во многом определяя  его влияние на  умонастроение людей в обществе.  

       Вот почему,  предметное знание условий, влияющих на гражданское самочувствие индивида, демографического слоя, профессионального

страта имеет важное осведомительное значение для практикующего политика и специалистов по «связи с общественностью». Тем более,

когда полученная информация  помогает выявлению «болевых точек»   индивидного и  массового гражданского самочувствия людей.  

       Гражданское самочувствие  в человековедческом толковании, т.е. при междисциплинарном  изучении,  выходящего  из  рамок  научных дисциплин как социальная психология и социология,  предстает как

 особая разновидность  биодуховного  состояния  индивида  и народа. 

      У разных людей  специфично  их устойчивое  или перманентное гражданское самочувствие.  Как фиксируемое состояние оно может быть  оптимистичным  или  пессимистичным. 

      Для россиян характерен оптимистический настрой,  что имеет жиз ненное  значение для существования  Отечества  как суверенного государства.  Как метко под метил народный  писатель В. Распутин: «российское государство прирастает, прежде всего, не экономической и военной мощью, а настроением людей».

     Гражданское самочувствие – феномен полиметрического измерения. О чем свидетельствуют ключевые составляющие гражданского самочув ствия:

·        «персональное самочувствие»                                          

·        «социальное самочувствие»

·        «конституционное самочувствие»

     «Персональное самочувствие» - это  индивидное  умонастроение личности.

     Персональное самочувствие индивида обусловлено, например, сос тоянием личного и семейного здоровья, бытовыми условиями жизни, метеоусловиями, воздействием СМИ.

      «Социальное самочувствие» - это умонастроение индивида как члена какого-то людского  сообщества.

       Социальное самочувствие обусловлено объективными и субъектив ными условиями, например, общение личности и ее статусным положе

нием в различных социальных структурах: в семье, в трудовом коллек тиве,  по месту жительства, в общественных местах.       

   «Конституционное  самочувствие» – это  умонастроение индивида как гражданина реального государства.

    На  «конституционное самочувствие»  воздействие  оказывают  такие факторы как  соблюдение  в стране  Конституции, право-силовая защи

щенность государством  личной жизни и имущественной собственности,  деятельность демократических  институтов в обществе.                                 

     Итак,  «персональное самочувствие», «социальное самочувствие», «конституционное самочувствие»  -  обобщенно составляют  такой реальный  феномен как  «гражданское самочувствие».

    Чем позитивнее каждая составляющая гражданского самочувствия, тем оптимистичнее  духовный настрой  людей. Подобный жизненный

тонус  не только стимулирует добросовестное отношение людей к трудо вой деятельности, но создает возможность предъявлять к ним высокие дисциплинарные и правовые требования.  Вот почему состояние  граж данского самочувствия народа  является  важным фактором достижения

высокого уровня производительности труда и активного участия граждан  в общественной жизни.

     На что следует особо обратить внимание?

    «Гражданское самочувствие»  как феномен и как  понятие более объемное, чем  «социальное самочувствие» как феномен и как понятие.  Позитивное  состояние гражданского  самочувствия людей    это необ ходимое  условие духовной консолидации народа страны.

    Вот почему для обеспечения духовной безопасности страны необходи мо придавать должное значение не только социальному, но и личному самочувствию граждан.  Вместе с тем, необходимо  постоянные усилия

 органов государственной власти  и  СМИ по  укреплению конституци онного самочувствия  россиян.  Соблюдение конституционных гарантий является приоритетной миссией государственной власти. Конституция страны является главным законом, прежде всего, для  самих органов государственной власти.

     Правомерно утверждать, что персональное самочувствие – матрица

гражданского самочувствия.  Именно личное самочувствие детермини

рует состояния социального и конституционного самочувствия людей.

Чем благополучнее складываются обстоятельства личной жизни чело

века, тем он более  предрасположен к социальному общению и соблю дению  общественного правопорядка. 

    При этом следует отметить, что у русских «личное»  не  является для русских ключевой жизненной доминантой.  Например, во времена Великой

 Отечественно войны 1941-1945 гг., несмотря на голод, холод,  болезни, по

тери на фронтах войны  близких людей, не подавили их оптимизм и веру в победу над  фашисткой армией.  Патриотическое соотношения личного и общенародного -  этот генетический дар русских во многом объясняет устойчивое существование в мировом пространстве  России как страны и как государства.  

     В нашей стране, при неразвитости демократии и распространенности коррупции,  имеет место многократное ущемление гражданских прав и свобод людей.  Вот почему особо актуально постоянное отслеживание гражданского самочувствия людей, состояние которого свидетельствует

 об  уровне проявления ими доверия к власти, готовности следовать ее призывам и планам.

                                                   *

         На какие проблемы при организации мониторинга гражданского самочувствия народа следует обратить внимание.     

        Прежде всего,  иметь в виду, что методология мониторинга граж данское самочувствие народа во многом совпадает с социологическим изучением общественного мнения: определяются цель и задачи, разра

батываются анкета и текст интервью, готовится программа по компью терной обработке эмпирических данных.  Если при изучении обществен

ного мнения его результатом являются оценки респондентов  в ключе поставленных вопросов, то при изучении гражданского самочувствия  выясняется уровень удовлетворенности  респондентами своим субъек

тым статусом:

                 как индивида,

                 как партнера социальной общности,

                 как субъекта общества.      

        При организации мониторинга « Гражданское самочувствие народа»  информация  группируется  по срезам: персональному, социальному, конституционному  самочувствию. Результативными методами сбора информации являются интервью, анкетный опрос, контент-анализ телефонных сообщений и предложений. Системное использование названных методов сбора информации позволяет под готовить  необходимый материал для  аналитического осмысления.

Критериями изучения ответов имеющейся информации являются три:

           «удовлетворен»

                     «не удовлетворен»

                            «не могу ответить».

      В итоге  можно выявить условный «среднестатистический показа тель»  гражданского самочувствия  индивида, трудового коллектива, населения региона, страны.  Эти сведения являются  ценной управлен  ческой ин формацией.  Естественно, чем выше  % удовлетворенности респондентов персональным, социальным и конституционным самочувствием, тем оптимистичнее  настроение людей и они лучшим образом расположены  к сотрудничеству с органами власти принимать участие в общественной жизни региона и страны.                                                        

       Важнейшим градиентом цивилизованного общества является устой чивость и масштабность гражданского оптимизма  людей. Достижение

этого предполагает постоянное отслеживание состояния  их гражданско го самочувствия. На базе информации о гражданском самочувствии людей реально  оценивать полезность принимаемых социально-экономи-ческих мер  и  политических инициатив органами власти и общественны

ми организациями. Главное  то, что,  чем более будут совпадать наме рения и действия органов власти  с ожиданием людей, тем прочнее будет   доверие народа государственной власти.

    В  итоге - успешнее будет обустраиваться  страна.

   Конечно, при наличии оптимистического гражданского самочувствия народа гарантируется устойчивое состояние  благоприятного  «идеологи ческого  климата»  в стране.

                                          ***          

    Итак,  от того, насколько научно обоснованно  обустроено духовное пространство страны, во многом определяются успехи государственной власти в обеспечении благополучия народа.  Идеологический климат и гражданское самочувствие  народа -  это фундаментальные духовные факторы  нашего  общества . Они, наряду с социально-экономическим

условиями жизни,  являются приоритетными параметрами благополу  чия России.  Как свидетельствуют история России, духовная безопас

ность страны имеет для россиян судьбоносное значение.  В качестве под

тверждения  достаточно  сослаться  на два исторических факта:  Вели

кая Отечественная война 1812 г.  и  Великая Отечественная война 1941-

1945 гг.

     Легендарный  русский полководец А. В. Суворов утверждал,   что «русские солдаты обладают необычайной силой духа». 

    Обращаю внимание на  это утверждение  А.В. Суворова.

 В его время солдатами были  безграмотные крепостные, продолжитель  ность нахождения их в армии  без отлучки домой  была многолетняя, проживали они в казармах в спартанских условиях, хлебосольством их  не  баловали.

    При всем этом русские солдаты обладали  такой силы духа, что одоле вали многочисленных  врагов  нашего Отечества. 

    Для русского народа генетически присуща духовная сила.

    Это -  национальная особенность русского менталитета.  Вот почему необходимо   прилагать усилия по  сбережению  национального мента литета русских –  этого уникального  производителя  русского духа.              

      В ноябре 1939 года, И.В. Сталин, согласно дневниковой записи А.М. Коллонтай, подытоживая разговор с ней о тяготах будущей войны, сказал: «Всё это ляжет  на плечи русского народа. Ибо русский народ - великий народ.  Русский народ - это добрый народ.  У русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение. У русского народа - ясный ум. Он как бы рождён помогать другим нациям.  Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициати вен. У него -  стойкий характер.  Он мечтательный народ. У него есть цель.  Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно поло житься в любую беду.  Русский народ неодолим,  неисчерпаем» .

     Всем этим характеристикам русский народ  обязан своему националь ному менталитету.  Вот почему сбережение русского менталитета и его современное обогащение, в конечном счете -  это исходное условие  обес спечения  надежной  духовной безопасности  нашей страны.

                                                    ***

PS.

      Наше Отечество не однажды  оказывалось  перед фактом  потери своего национального суверенитета и возможного существования  как государства.

Благодаря многим обстоятельствам Россия успешно преодолевала все

попытки  зарубежных недругов ее колонизировать,  и  во все времена именно народный дух русских и их духовная сплоченность  был и есть решающим фактором ее государственной независимости.

    Духовная безопасность страны – это актуальная проблема для России на протяжении всей истории ее существования. В наше время  актуаль ность этой проблемы приобретает особое государственное значение.

    Почему?

    Укрепивший свои позиции в нашей стране «культ денег» морально- психологически ослабил гражданскую общность россиян.  Эгоистичес  кая мотивация  все чаще определяет  социальное поведение людей. Кор  рупционные  кланы – это мощный противовес духовной безопасности

страны.  Демократизация  российского общества  в основном позицио  нируется как «свобода слова», пользуясь которой можно говорить «что

 хочу».  Более  изощренными стали идеологические диверсии  по отноше нию России отечественных диссидентов и зарубежные специалистов «по связи с общественностью».

     В ХХ1- ом  веке России придется  выдержать  жесткое испытание именно на свою духовную прочность. Вот почему  России, наряду с оснащением современными средствами вооружения,  необходимо иметь научно-обоснованную  программу  деятельности государственных органов и общественности по сбережению духовной безопасности страны

    Известно, что «культ денег»  нередко провоцирует людей отказаться  от патриотизма и  активно занимается дискредитацией  государствен ной власти страны,  распространять  фейковую  информацию,  органи  зовывать в городах и в столице страны   протестные акции.  В стране функционирует  внушительный массив оппозиционных «идеологичес ких волонтеров».   В этой связи, прежде всего,  необходимо  навести  порядок  в деятельности в  нашей стране многочисленных   разного  формата   НКО. 

      В обеспечение духовной безопасности  страны все возрастающее значение имеют современные СМИ и социальные сети Интернета. Сле

дует отметить, что в наше время особенно  эффективны  коммуникатив

ные технологии социальной сети Интернета. О чем свидетельствуют  раз нообразные  молодежные флешмобы  и деятельность оппозиции  в  стра

нах  постсоветского  пространства.

     Проблему курирования СМИ и социальной сети Интернета надо ре

шать безотлагательно,  когда речь идет о духовной безопасности  стра сны.

      Каким образом?    

      На этот вопрос  однозначно не ответить.  Конечно, не посредством государственного пресечения деятельности СМИ  и социальной сети.  Прежде всего, посредством формирования общественного мнения и создания демократических органов рецензирования информации СМИ и социальной сети Интернет.

     При этом не следует  исключать вариант  государственного  упорядо чения деятельности СМИ и социальной сети Интернет.  При этом  иметь в виду, что в  основном законе страны – Конституции – есть статья, позволяющая органам правопорядка  пресекать  информацию устную и письменную, в которой  искажена  историческая правда.

    В этом плане разумно  использовать опыт советской государственной  власти по обеспечению духовной безопасности страны, а не только подвер гать   критике   существовавший в советское время «стоп-кран» для  раз мещения  ложной и провокационной  информации  в  СМИ. 

При этом отметим, что государственный «стоп-кран»  - это давняя госу дарственная  традиция  России.

     Например,  во времена пребывания на государственном троне Елизаветы Петровны  была установлена цензура на портреты императрицы: высочай  шим Указом был утвержден образец для  ее изображения  всеми живописца ми.  Другой факт: царь Александр 111 запретил публичный показ в Третьяковской галереи  картины  художника И. Репина «Иван Грозный и сын»  по причине  возможного негативного воздействия ее просмотра  на психичес кое состояние людей.

    От себя добавлю: не исключено и по причине  обеспокоенности Александра 111 возможной дискредитацией имиджа  царствующих особ.

   Духовная безопасность страны – это судьбоносная проблема для  Рос сии, для успешного решения которой необходимо  привлечение, прежде всего, отечественных гуманитарных ученых и  креативное освоение  опы

та отечественных и зарубежных  специалистов  «по связи с обществен ностью»  по технологичному воздействию на идеологический климат страны и гражданское самочувствие  людей.

                                                   ***

       Литература.

    В.В. Аксючиц. «Миссия России». М. 2010.

     М. Вебер. Избранные произведения. М.1990.

    Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». Санкт-Петербург. 1995.

    Л. Н. Толстой.  «Война и мир». М. 2020.

     В. С. Черномырдин. «Вызов». М.  2003.

     В.М. Шепель. «Судьбоносные правители России». М. 2018.

     М. А. Шолохов.  «Они сражались за Родину».  М. 2015.

       

 

 

 

 

 

Описание: http://www.intereconom.com/mr.JPG

Бестселлер

В.М. Шепеля "Менталитет руководителя. Управленческое мышление"

 

 

 

Описание: http://www.intereconom.com/pi.JPG

Описание: http://www.intereconom.com/kz.JPG

Описание: http://www.intereconom.com/em.JPG

Описание: http://www.intereconom.com/km.JPG

Описание: http://www.intereconom.com/ua.gif

 

 ©  2009-2015 Некоммерческое партнерство "Лига профессиональных имиджмейкеров"